СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Переходя к раскрытию значения понятия Священное Предание в Новом Завете, (то есть что люди приняли о Бога [сохраняли и передавали] необходимое для своего спасения и обожения), остановимся на некоторых евангельских текстах со словами Самого Спасителя: «Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27).
«Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли…» (Ин. 17,8).
Сопоставление этих текстов дает ясное представление об одной из сторон Откровения Божия роду человеческому в Новом Завете. Это Откровение есть та ИСТИНА, которую Господь должен был возвестить всему миру и передать через Свое слово избранным Им ученикам. Они же в свою очередь должны будут проповедовать это Божественное учение всему миру. Господь сказал об этом Апостолам: «…идите по всему миру и проповедайте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15).
Апостол Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 11-12). «За сим братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса» (1Сол. 4, 1-2).
Мы видим цепочку: дал, передал, приняли. Причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из приведенных цитат Священного Писания, в Боге. Поэтому разрыв с Преданием – это не просто выход из традиции Восточной Церкви, а, по существу, отпадение от Бога.
Сам Господь Иисус Христос преподал Свое учение устно и в письмени ничего не оставил. Передача этого здравого учения осуществлялась апостолами путем устной проповеди и позднее посредством Писаний, главным же образом устно.
Пребывание апостолов в основанных ими церквях продолжалось иногда длительное время, в течение которого они непрерывно поучали новообращенных, вводя их в тайны христианской веры (и жизни – о чем будет сказано ниже). В Коринфе, например, апостол Павел оставался «год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18, 11). Там же в Деяниях повествуется о беседе апостола Павла с пресвитерами Ефесской Церкви. Апостол говорит, что он в течение трех лет день и ночь непрестанно учил каждого из них (Деян. 20, 31).
Что касается посланий апостольских, то они писались обычно по тем или другим конкретным поводам, очень часто для исправления нестроений и соблазнов, возникающих в Церквах в отсутствие апостолов. В каждом из них не могло быть во всей полноте передано то, что сообщалось апостолами своим ученикам при личном общении. Поэтому апостол Павел называет коринфян «письмом Христовым», которое «… через служение наше написано … не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор. 3, 3). А апостол Иоанн Богослов в конце второго послания пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин. 1, 12).
Сказанное об апостольских посланиях относится также и к Евангелиям. Так, апостол Иоанн пишет, что, кроме записанного им, «многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). Апостол Павел в Деяниях приводит слова Господа: «… блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35) – слова, не записанные евангелистами. Сам Господь наш Иисус Христос по славном воскресении Своем в продолжении сорока дней являлся ученикам Своим и говорил им о Царствии Божием (Деян. 1, 3), а что именно говорил, – этого ученики не записали, но передавали устно своим преемникам и вообще Церкви Божией.
В. Талызин, доцент МДА, пишет: «… хотя Иисус Христос и принес на Землю всю Истину сполна, но многое из того, о чем учил Он, осталось незаписанным, но было предано апостолами устно».
Святитель Феофан Затворник поучает: «И писание есть такое же предание, как и слово… Святой Златоуст пишет: «Отсюда очевидно [то есть идет толкование слов апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2, 15)] вытекает, что Апостолы не все предали верующим чрез послания; но многое сообщили и без письмени; между тем и то, и другое равно достоверно… Есть предание, больше не ищи ничего»». Вопрос попутный: Каково содержание этого Божественного учения, которое передавалось словом или посланием? В Священном Писании Нового Завета общее наименование учения Христова 0 Евангелие, то есть благая или радостная весть. «Помимо принесения Крестной жертвы, Воскресения и Вознесения Христова необходимо было также:
1) научить людей, чтобы они понимали, какое значение имеют эти события для их спасения…,
2) научить людей тому, как воспользоваться плодами искупительного подвига Христа Спасителя».
«Поэтому учение Господа с некоторой степенью условности можно разделить на закон веры и закон деятельности:
а) Закон веры – это истинное боговедение… Господь открыл, что «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4,24). Кроме этого, Господь открыл во всей доступной для человека полноте тайну Пресвятой Троицы»47 и (кратко говоря, все то , что относится к Православному догматическому богословию).
б) «Закон деятельности – суть этого закона наилучшим образом выражена в следующих словах Христа Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Согласно учению Спасителя, в Царство Божие призываются все люди без исключения. Но тот, кто желает в это Царство войти, должен покаяться, то есть оставить путь, ведущий к смерти, и потрудиться для своего спасения.
… Труд этот включает внешнюю сторону, то есть внешнее соблюдение христианских заповедей: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 23). А также внутреннюю сторону, выряжающуюся в борьбе с греховными страстями. Суть этой борьбы хорошо выражена в словах апостола Павла: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).
Толкуя слова Господа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20); «Блаженный Феофилакт замечает, что, повелевая крестить во имя Святой Троицы, Христос преподал нам богословское учение (την νεολόγιαν); а повелевая соблюдать заповеди, предложил практическую добродетель. Слово διδασκόντες означает собственно научение, то есть преподание истин христианской веры…» 48. То есть мы видим, что Господь, пребывая с апостолами, передал им, кроме слова истины, также и некий опыт духовной жизни, опыт богопознания. И после сами апостолы передавали опыт духовной жизни (опыт борьбы со страстьми и похотьми) уверовавшим.
Но если разобраться, то мы увидим, то все это не решит вопроса спасения человека, его обожения. И действительно, если кроме Божественного учения, передаваемого словом или писанием, Господь и Апостолы больше ничего не передавали роду человеческому, а точнее уверовавшим; тогда христиане имели бы:
1) Истинную веру в Бога, намного полнее раскрытую, как было выше сказано;
2) Нравственное учение, конечно возвышеннее намного Десятословия. Но здесь возникает вопрос, а как же это нравственное учение возможно исполнить? На чем основано возвышенное требование? Какими силами? Человеческими? Но Сам Господь сказал: «Человекам это невозможно». И действительно, если бы возвестив истинное учение о Боге, Апостолы далее начинали говорить народу: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»; «кто скажет брату «безумный», подлежит геене огненной»; или говорили бы, что блаженно пребывать в девстве, тому народу, которому Моисей позволил разводиться с женами из-за жестокосердия, не говоря уже о язычниках.
Да их бы просто никто не послушал!
Или бы Апостолы говорили: «Если хотите быть совершенными, то, пойдите, продайте ваши имения и деньги раздайте нищим». Если даже от слов Господа: «Пойди, продай имение твое и дай нищим и будешь иметь сокровище на Небе», опечалился юноша-израильтянин, говоривший, что он исполнил весь Закон, и не последовал за Христом. А Господь сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Небесное». Поэтому становится непонятно, каким образом могли Апостолы своей проповедью изменить сердца тысячам, а не одному или десятку, или даже сотне жестоковыйных израильтян и язычников, если кроме слова учения они от Спасителя ничего не приняли?! Как могли они сделать все то, что они сделали?!
Но даже допустим и это. И сейчас Церковь Православная объединяет миллионы христиан во всем мире, сколько храмов, монастырей и т.д., священство, монашество. Но если ничего, кроме учения, здесь человеку не дается, то поистине мы продолжаем жить в Ветхом Завете! Если все дело Господа свести только к передаче учения.
Но в том то и дело, что Господь Иисус Христос для Православной Церкви прежде всего не Учитель, а Спаситель! Спаситель от греха, диавола, тления и смерти. Спаситель, который создал Церковь Свою для спасения человеческого рода, для того, чтобы идея обожения реально могла осуществляться.
«Христианство невозможно свести ни к доктрине, ни к традиции, ни к морали, ни к обряду… Самое главное в христианстве – это сама уникальная богочеловеческая Личность Христа Спасителя, и не только вера в эту Личность, но и возможность вступить с Ней в непосредственное общение, соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом. Такую возможность Господь предоставляет каждому, искренне желающему в Своей Церкви».
«Иисусом Христом не только истина, но и благодать бысть» (Ин. 1, 17). «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1, 16).
Господь Иисус Христос, Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы, воплотился, воспринял человеческую природу во всей полноте, кроме греха, победил все последствия грехопадения, умер, воскрес, вознесся и воссел одесную Отца; но скажет человек: «Какое отношение все это имеет ко мне лично?»
И действительно, для того, чтобы Искупление имело отношение к человеку, ему необходимо не только уверовать во Христа как Искупителя, не только принять Его учение, последовать за Ним, то есть возыметь желание стать Христовым, научиться мыслить и действовать в духе Христа [«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5)]. (Да и все это свыше). «Всего этого еще не достаточно для усвоения плодов Искупления, все это еще не сообщает человеку спасающей силы. Для того, чтобы плоды Искупления были нами усвоены, дело нашего Искупления совершенное Господом Иисусом Христом, непосредственно должно перейти в дело нашего освящения».
С. Алферов
https://portal-slovo.ru/theology/44923.php
пос. (2)